«Причиной катастрофы 10 апреля 2010 года над Смоленском стал акт незаконного влияния российской стороны на самолёт Ту-154М делегации президента Польши», — сообщил на пресс-конференции глава подкомиссии по расследованию Смоленской катастрофы, экс-министр обороны Польши Антоний Мацеревич.
Как подчеркнул глава комиссии, безусловным доказательством вмешательства стал взрыв, который произошёл в левом крыле за сто метров до первого препятствия, с которым столкнулся самолёт — берёзы. Взрыв зафиксирован над местностью, где не было ни высоких деревьев, ни других препятствий, которые могли бы угрожать самолёту.
По его словам, подкомиссия «точно определила место, время и звук взрыва, который уничтожил крыло и стал первым актом катастрофы». После этого произошёл «очередной взрыв в нескольких метрах над землёй, который уничтожил целый самолёт и убил делегацию во главе с президентом Лехом Качиньским».
Мацеревич отметил, что комиссия подтвердила наличие на фрагментах разбитого самолета следов взрывчатых материалов, таких как тротил, гексоген, нитроглицерин.
«Подкомиссия дополнительно подтвердила наличие избыточного количества алюминия по отношению к кремнию, которое во много раз выше, чем в образцах смоленской земли. Это свидетельствует и подтверждает термобарический взрыв оксида этилена при наличии алюминия», — подчеркнул глава подкомиссии по расследованию смоленской катастрофы.
По словам главы подкомиссии, на фрагментах тел большинства жертв крушения есть остаточные следы материалов, которые были следствием взрыва.
Экс-министр национальной обороны РП отметил, что российская сторона изначально затрудняла доступ Польши к фрагментам разбитого самолета, технической документации и всем записям из кабины президентского самолёта. По его словам, польские следователи «так никогда и не услышали, и не увидели полностью оригинальную запись регистраторов полёта», не получили часть деталей самолёта и большинство документов с военного аэродрома «Смоленск-Северный» и российской системы контроля за полётами.
Действия польских пилотов президентского самолёта подкомиссия считает правильными. Рапорт Международного авиационного комитета (МАК) в Москве с 2011 года назван «фальсифицированным».
Весной 2019 года специалисты из лаборатории судебно-взрывчатых веществ Министерства обороны Великобритании
обнаружили тротил на обломках польского президентского самолёта Ту-154М. В апреле британские исследователи
подтвердили, что самолёт был уничтожен взрывами.
Мацеревич ходатайствуют о том, что экс-председатель комиссии Ежи Миллер и члены его команды периода выяснения причин катастрофы в 2010 году могли совершить преступление: называются слова «небрежность», «фальсификации» и «невыполнение обязанностей».
«Это касается самого господина Миллера, который в подписанном с россиянами меморандуме, подтверждая правдивость чёрных ящиков и соглашаясь передать их россиянам (которые могут вернуть их, когда захотят), совершил преступление по статье 129 УК Польши», — сказал Мацеревич.
В апреле 2021 года итальянские эксперты
также нашли на остатках самолёта следы гексогена и тротила.