On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]


АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 444
Зарегистрирован: 26.05.20
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.20 01:17. Заголовок: Станислав Лем


Статья о романе под названием «Идиот» — не о том романе под названием «Идиот», который Достоевского, а о том, который в другом мире написал Джан Карло Спалланцани. Нельзя, что ли, написать рецензию на несуществующий роман? У Лема таких рецензий целый цикл, а эта — самая злободневная на сегодняшний день. Имхо.

 цитата:
<...> История — вполне реалистическая, жизненная — поначалу, казалось бы, разворачивается в сферах далеко не возвышенных. В самой обычной, среднего достатка семье, у заурядных, благополучных супругов — достопочтенных, но не хватающих звёзд с неба, растет умственно отсталый ребёнок, Как и любой ребёнок, он обещал очень много; первые его слова, первые фразы, удивительно свежие в своей непосредственности (побочный результат освоения речи), свято хранятся в сокровищнице родительских воспоминаний. Милые младенческие наивности и нынешний ужас — таков контраст между тем, что могло быть, и тем, что стало.

Ребёнок растет идиотом. Жизнь рядом с ним, уход за ним — сплошное мучение, особенно жестокое как раз потому, что развилось оно из любви. Отец старше матери почти двадцатью годами; иные семьи в подобных случаях пробуют ещё раз, здесь что-то мешает, физиология или психология, неизвестно. Но всё же, скорее всего, любовь. В нормальных условиях она никогда бы не выросла до таких размеров. Как раз благодаря своему кретинизму ребенок одаряет родителей гениальностью. Он совершенствует их в степени, соответствующей его духовной ущербности. Это могло бы стать идеей романа, его ведущим мотивом, но оказывается лишь предпосылкой.

В контактах с окружающими (родственниками, врачами, юристами) отец и мать — обыкновенные люди, глубоко озабоченные, конечно, но без аффектации, ведь всё это началось не вчера; чтобы взять себя в руки, времени было достаточно! Эра отчаяния, надежды, поездок по разным столицам к светилам медицинской науки давно миновала. Им уже ясно: надежды нет никакой. Они не питают ни малейших иллюзий. Визиты к врачу, адвокату должны обеспечить идиоту в меру достойный, в меру терпимый модус вивенди, когда некому будет о нём позаботиться. Нужно найти душеприказчика, уберечь состояние; всё это делается не спеша, зато серьёзно, толково и осмотрительно. Скучно и обстоятельно — что может быть естественнее? Но когда они приходят домой, когда они остаются втроём, все меняется, словно по волшебству. Я бы сказал: словно актёры выходят на сцену. Хорошо, но где она, эта сцена? Об этом речь впереди. Никогда не сговариваясь, не обменявшись ни словом (что было бы психологически невозможно), родители постепенно создали систему таких толкований поступков идиота, которая позволяет считать их разумными — во всякое время и в каждой детали.

Зародыш подобного поведения Спалланцани отыскал в нормальной жизни. Умиляясь выходящему из грудного возраста младенцу, взрослые, как известно, толкуют его слова и реакции на вырост: в случайном повторении звуков находят смысл, в неотчётливом лепете — сообразительность и даже юмор; непроницаемость младенческой психики предоставляет огромную свободу наблюдателям, в особенности ослеплённым любовью. Именно так, наверное, и началось когда-то истолкование поведения идиота. Должно быть, родители соревновались между собой, отыскивая примеры того, что ребенок говорит все лучше, все отчётливее, что и сам он становится все лучше, добрее и ласковее. Я говорю «ребёнок», но когда начинается действие, это уже четырнадцатилетний подросток. Насколько же искусную систему интерпретации нужно создать, к каким приёмам и способам перетолкования — прямо-таки до смешного безумным — нужно прибегнуть для спасения фикции, которую действительность так безжалостно отрицает! И что же? Всё это возможно — как раз из таких усилий и состоит жертва, возлагаемая родителями на алтарь идиота.

Изоляция должна быть полной: мир ему ничего не даст, ничем не поможет, следовательно, не нужен ему; да-да, мир — ему, а не он — миру. Истолкование его поведения должно быть уделом одних посвящённых, то есть отца с матерью; тем самым всё можно переиначить. Мы не узнаем, убил идиот или только добил больную бабку; улик, однако, накапливается немало: бабка в него не верила (то есть в ту версию, которую предложили родители, впрочем, остается неясным, в какой степени мог идиот осознавать это «неверие»); она страдала от астмы; ее придыхания и стоны проникали даже через обитую войлоком дверь; когда приступы обострялись, он не мог спать; они доводили его до бешенства; его нашли безмятежно спящим в спальне покойницы, под кроватью, на которой остывал ее труп.

Прежде чем заняться собственной матерью, отец перенёс его в детскую; подозревал ли он что-нибудь? Этого мы не узнаем. Родители ни разу не коснутся запретной темы: есть вещи, которые они делают, не называя их, словно поняв, что любая импровизация имеет свои границы; когда уже нельзя избежать «этих дел», они начинают петь. Они выполняют всё, что должно быть выполнено, но при этом ведут себя как папенька с маменькой, напевающие колыбельную (если дело происходит вечером) или старые песни своего детства (если вмешательство необходимо днём). Пение оказалось лучшим выключателем разума, чем молчание. Мы слышим его в самом начале романа, точнее, слышит прислуга, садовник; «грустная песенка», замечает он, и только гораздо позже мы начинаем догадываться, каким кошмарным поступкам, должно быть, служила она аккомпанементом: это было в то самое утро, когда нашли труп. Что за адская утончённость чувств!

Идиот ведёт себя ужасающе — с изобретательностью, свойственной нередко крайнему отупению, которое как-то сочетается с хитростью; но родителей это только подстёгивает: ведь они должны оказаться на высоте любого задания. Иногда их слова точно соответствуют поступкам, но это редкость; самые поразительные эффекты возникают, когда делают они одно, а говорят — другое. Выпады кретиноидной изобретательности неутомимо парирует другая — самоотверженная, любовная, преданная, и только лежащая между ними пропасть обращает жертвенность опекунов в кошмар. Но родители этого, наверное, уже не видят: ведь так продолжалось годы! Перед лицом очередной неожиданности (эвфемизм: идиот заставит их всё испытать) сначала нас вместе с ними словно поражает ударом молнии; какую-то долю секунды мы ощущаем парализующий страх, что это вдребезги сокрушит не только сиюминутное равновесие, но опрокинет всё здание, заботливо возводимое месяц за месяцем, год за годом.

Ничуть не бывало: после первого — часто непроизвольного — обмена взглядами, после двух-трёх лаконических реплик в тоне самого обычного разговора родители взваливают на себя и этот крест, прилаживают его к своей системе интерпретаций; мрачный комизм и неожиданная высота духа проявляются в этих сценах — разумеется, благодаря их психологической достоверности. Слова, которые подбирают родители, когда уже нельзя наконец не надеть «рубашечку»! Когда неизвестно, что делать с бритвой; или когда мать, выскочив из-под душа, баррикадируется в ванной комнате, а потом, устроив в доме короткое замыкание, на ощупь, в кромешной тьме разбирает баррикаду из мебели, которая противоречит канонической версии ребёнка и потому опаснее, чем авария электросети. В залитой водой прихожей, завернувшись в толстый ковёр — из-за бритвы, конечно, — она ожидает прихода отца; до чего же грубо, коряво и того хуже — неправдоподобно всё это выглядит вне контекста, в беглом моем пересказе! Родители в глубине души осознают, что подобные происшествия, как бы ни истолковывать их, нельзя привести к норме, и потому шаг за шагом, сами не ведая, как и когда, переступают границу нормы и забредают в область, недоступную обыкновенным служащим и домашним хозяйкам. Не в область безумия, вовсе нет: неправда, будто каждый может свихнуться. Но каждый может уверовать. Чтобы не стать обесславленной семьёй, им пришлось превратиться в Святое семейство.

<...>

Жестокий роман. Сначала — о безграничной способности к самокомпенсации, а значит, и к творчеству, которой наделён каждый, каков бы и кто бы он ни был, если судьба подвергла его пытке подобным заданием. Потом — о формах, в которых существует любовь, лишённая всякой надежды, но не отрёкшаяся от своего предмета. В этом контексте слова credo, quia absurdum звучат как земной эквивалент слов finis vitae, sed non amoris [«жизнь проходит, но не любовь» (лат.)]. Наконец (и это уже философско-антропологический эксперимент, а не трагедия несчастных родителей) — о том, как возникает, на микроскопическом уровне, чистая интенциональность называющего сотворения мира. А значит, не просто уход в потустороннее, нет: речь о том, что мир, не изменившийся ни на йоту в своем сколь угодно разительном безобразии и бесславии, можно переиначить, то есть о том, что выражается словом «преображение». Мы не могли бы существовать, если бы не умели преображать кошмары в подобие райских видений; об этом-то и написан роман. Оказывается, вера в потустороннее вовсе не обязательна — и без неё можно сподобиться благодати (или муки) теодицеи, ибо не в детальном познании обстоятельств, но в их истолковании человек обретает свободу. <...>



Кто не может понять, как устроена голова у кой-когодрочеров, обязательно должен прочесть этот текст. При желании можно прочесть и полную версию лемовской «рецензии» — например, здесь. Впрочем, самое главное вы уже прочли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]







Сообщение: 211
Зарегистрирован: 29.05.20
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.20 16:03. Заголовок: Я однажды тоже рецен..


Я однажды тоже рецензию написал https://www.stihi.in.ua/avtor.php?author=47783&poem=147410
Теперь это самое популярное стихотворение у весьма солидного автора.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 447
Зарегистрирован: 26.05.20
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.20 17:51. Заголовок: Стихи — рецензия на ..


Стихи — рецензия на девушку?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 212
Зарегистрирован: 29.05.20
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.20 15:38. Заголовок: Рецензия на стих: К..


Рецензия на стих:


 цитата:
Коллегам нужно погорячее. Что-то типа:

Відкинувши одяг, розкинувши ніжки,
На кромці прибоя сидить,
І стомлено хвилі ворочають гальки
Отам, де усе ....



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 449
Зарегистрирован: 26.05.20
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.20 01:55. Заголовок: Обрыв последней стро..


Обрыв последней строки принципиален?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 213
Зарегистрирован: 29.05.20
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.20 07:25. Заголовок: Трудно сказать, учит..


Трудно сказать, учитывая то, что и так рецензия популярна.
Добавит ли популярности вариант "Отам, де усе так ..."???

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 450
Зарегистрирован: 26.05.20
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.20 12:25. Заголовок: Волод пишет: Добавит..


Волод пишет:
 цитата:
Добавит ли популярности вариант "Отам, де усе так ..."???

Смотря какой будет подразумеваться глагол

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 3211
Зарегистрирован: 26.05.20
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.23 10:46. Заголовок: Продовжую читати «Ми..


Продовжую читати «Мир на Землі» Лема (пам'ятаєте, я вам уже писав про цю книгу?)

Суть справи там: у майбутньому (не дуже далекому, підозрюю) країни, які бажають миру за латинським прислів'ям, перенесли випробування військової техніки на Місяць – а що? Там же ж все одно ніц немає!
А техніка-то — із здатністю самовідтворюватися та самопокращуватися!

Наприкінці на Місяць стало страшно ступити. І головгероя, маючи на увазі його великий досвід дослідника небезпечних планет, попросили злітати і подивитися, як там й що. Дивитися треба не особисто, а через робота з дистанційним керуванням, залишаючись на своєму космічному кораблі.
Так що небезпеки для життя немає — хіба що для душевного життя

Через кілька пригод, в ході яких він втрачає одного такого робота, ГГ через нового робота виглядає на Місяці будівлю, схоже, знищену точковим атомним вибухом, і всередині її виявляються 3 покалічених робота. Одного, який ціліше, він витягає назовні, для наступних розвідників, і, коли робот опиняється на сонці і заряджається...

 цитата:
Услышав какой-то неразборчивый голос, я подумал, что это база, и, вслушавшись, оцепенел. Из хриплого бормотания до меня дошли сначала два слова: «Братец родимый... родимый братец...» Минута тишины и снова: «Братец родимый... родимый братец...» «Кто говорит?» — хотел я крикнуть и не решился. Я сидел скорчившись, чувствуя, как пот выступает у меня на лбу, а этот чужой голос заполнял шлем. «Иди сюда, братец родимый, родимый братец, иди сюда, ко мне. Подходи, не бойся. Я не хочу ничего плохого, братец родимый, подходи, не бойся, я не хочу стрелять. Мы должны побрататься. Это правда, братец родимый. Помоги мне. И я тебе тоже помогу, братец родимый». Что-то щелкнуло, и тот же голос, но совершенно другим, рычащим тоном коротко, резко произнес: «Брось оружие! Брось оружие! Брось оружие! Бросай оружие, или я тебя сожгу! Не пытайся бежать! Повернись спиной! Подними руки! Обе руки! Так! Обе руки на затылок! Стой и не двигайся! Не двигайся! Не двигайся!» Снова что-то треснуло, и вернулся первый голос, тот же самый, но заикающийся, слабый: «Братец родимый!.. Подойди. Мы должны побрататься! Помоги мне. Мы не будем воевать». Я уже не сомневался — разговаривал «труп». Он лежал так, как я его бросил, похожий на прихлопнутого паука с лопнувшим брюхом и перепутанными конечностями, уставившись пустыми глазницами на солнце и не двигаясь, но что-то внутри него все говорило и говорило. Песенка на два такта. На две мелодии. Сначала о братце родимом, а потом — хриплые приказы. Это его программа, подумал я. И ничего больше. Манекен или робот, сначала он должен был подманить человека, солдата, а потом взять его в плен или убить. Двигаться он уже не мог и только скребся в нем этот недосгоревший обрывок программы, как заигранная пластинка. <...> Я смотрел на его почерневший череп, на перекрученные и опаленные руки с оплавленными в сосульки пальцами, на разверстое туловище — уже без невольного сочувствия, как минуту назад. Скорее уже с неприязнью, а не только с отвращением, хотя в чем он был виноват? Так его запрограммировали.

Це, наприкінці — ваще огонь! Тепер говоритиму це собі, коли орки будуть дуже дратувати.

Продовжувати цитувати Лема? Далі ще цікавіше!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет